kris_reid: (Default)
[personal profile] kris_reid
Оригинал взят у [livejournal.com profile] d_clarence в Продразверстка большевиков.
Давно уже необходимо мне высказаться по данному вопросу. В чем ее кардинальное отличие от продразверстки других правительств. Все будет кратко. Так как источники совершенно открыты и лежат на поверхности, то можно считать эту заметку ликбезом.
Перебои с хлебом армия и крупные города РИ ощутили уже через несколько месяцев после начала войны. К массовым централизованным поставкам еды в армию и города мы традиционно оказались неготовы. Фронт, после первых поражений, нужно было восстанавливать и укреплять, промышленность поддерживать, потому и меры были чрезвычайными. Царское правительство вводит принудительное отчуждение продуктов у крестьян и помещиков по фиксированным ценам. То есть продразверстку. Помещики впервые попали в одно тягло с крестьянами. Это также послужило тому, что к концу 1916 года к Николаю Романову испытывали теплые чувства только самые упоротые монархисты. Продразверстка давала эффект, но в разы ниже рассчетного - помещики откупались взятками (размах коррупции в поздней РИ это отдельная песня), крестьяне прятали зерно в ямах и схронах. В 1916 году Россия уже знает, что такое ограничение рынка, национализация и милитаризация предприятий (особено если собственники в Германии), продовольственные карточки и талоны. Знакомые слова?
В 1917-все эти приятные вещи переходят в наследство Временному Правительству. Там уже в марте поняли - нам хана, живем на инъекциях Антанты. Антанта требует наступать и единственное что может сделать в продовольственном отношении ВП - ужесточить и эффективнее организовать продразверстку. Теперь ею занимаются специальные воинские команды, перед которыми ставится конкретый план по конкретным местностям. Они вышибают продовольствие для нашего последнего наступления и все - хлеб кончается совсем. ВП не любит никто.
Придя к власти, большевики продразверстку отменили, так как воевать не собирались. И о том как будут продовольствовать города и заводы просто не подумали. Да и не изучили еще реальное положение вещей. Крестьяне ликовали, грабили помещиков и бухали. Только недолго.
В апреле 1918 года, развязавшись наконец с немцами, большевики обнаружили, что горожане - рабочие, обыватели, дезертиры- сбиваются в вооруженные банды, бродят по деревням и отнимают у мужиков хлеб и другое продовольствие. И никакого иного способа прокормиться у них просто нет. Одновременно пришло понимание, что деревня вот прямо сейчас начинает тоже вооружаться и завтра наступит апокалипсис. Горький, уловивший момент, на страницах "Новой жизни" пророчески изрек, что "настали времена поголовной дикости и озверения".
Перед большевиками возникла просто убийственная альтернатива: либо города и новая армия вымрут от голода, либо эти банды легализовать- попробовать ввести этот грабеж хоть в какое-то государственное русло. Ленин пошел вторым путем: декрет о продовольственной диктатуре, продотряды и комбеды. На первых порах эффект дало небольшой - анархия была еще слишком сильна.
Так что "большевистская продразверстка" началась снизу, с массовой одичалости и отчаяния на пятом году непонятной большинству населения войны.
Колчак же просто скопировал систему ВП. Правда из-за совсем плачевного состояния снабжения, за бумажные деньги отбирал еще и одежду.
Поэтому на Урале и в Поволжье получилось так:
1915-16 год - урожай попрятали.
1917 год - пришли новые "серьезные" и основательно тряхнули.
1918 год - все плохо,сначала приходят банды, которые знают где и как искать, а могут и пытать. Потом в этих бандах появляются "комиссары", которые дают за отнятое бумажки и не допускают совсем уж лютого беспредела. Потом "этих" прогоняют и приходят военные в погонах, которые еще и раздевают.
1919 год - много-много воюют, жгут и грабят. Кто тебя вчера ограбил, а кто сегодня - поди разберись.
1920 год - военных в погонах и казаков с лампасами прогнали, больше не воюют, но зато отряды теперь приходят большие и отнимают все излишки. Отряды эти никого уже не убивают просто так и не насилуют - это значит власть! А власть надо обманывать - крестьянская аксиома. Вот возьмем и засеем только на себя.
1921 год - Жопа.

Date: 2016-05-08 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
>1915-16 год - урожай попрятали.
А прям сразу обязательно врать?
Продразверстку при кговагом цагизме ввели в декабре 16го.
Режым лютовал что-то около двух месяцiв.
И платили деньгами - а не макулатурой.

Дальше можно не читать.
Учитывая, что в Поволжье голод был и в 21м(когда продразверстку кагбэ отменили) и в 22м.

Date: 2016-05-08 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] rostislavddd.livejournal.com
Там весь тред сплошное фуфло. И что интересно говнопропогондон даже не на зарплате в отличие от Буркина и Ко.

Date: 2016-05-08 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
Это еще ладно - идейных Д,Бъ полны интернеты.

Я удивился, что Андрей такое перепостил.

Date: 2016-05-08 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kris-reid.livejournal.com
А вдруг по комментам в топ выйду :)

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kris-reid.livejournal.com - Date: 2016-05-08 08:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-08 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com

1. Обесценивающимися деньгами.
2. К марту царский вариант продразверстки был уже провален.

Date: 2016-05-08 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
Это один фиг были конвертируемые деньги - курс к фунту просел раза в два что ли.
В любом случае - на них можно было хоть что-то купить.
В отличие от советских бумажек.

2.Дык и я о чем.

Date: 2016-05-08 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com

1. В любом случае в сельском хозяйстве работают длинные деньги. То есть получая Обесценивающиюся валюту производитель в минусе.
2. Есть очень сильные подозрения, что она бы провалилась и без смены власти. По факту земства начали прятать зерно. И связано это было в первую очередь с инфляцей.

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com - Date: 2016-05-08 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 08:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sish.livejournal.com - Date: 2016-05-08 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sish.livejournal.com - Date: 2016-05-08 09:51 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] kuroneko78.livejournal.com - Date: 2016-06-07 04:36 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] kuroneko78.livejournal.com - Date: 2016-06-07 05:05 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] kuroneko78.livejournal.com - Date: 2016-06-07 06:04 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] kuroneko78.livejournal.com - Date: 2016-06-07 06:21 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] kuroneko78.livejournal.com - Date: 2016-06-07 07:15 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2016-05-08 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com
По плану, в 17 году война должна была окончиться.
Так что продразвёрстка нужна была как экстренная но разовая мера, а после войны включалась нормальная финансовая система.

Кроме того, а как там было в Англии, Франции и особенно в Германии?
А то прям таки уникум, российская экономика при царе-батющке.
Страна воюет, а внутри рыночная экономика, ага.

Date: 2016-05-09 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com

План не расскажете? А то как бы начальник штаба Алексеев с вами не согласен вообще. Да и по факту нас не интересуют планы. Мы с вами знаем, что война в 17-м не закончилась.

Date: 2016-05-08 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
Вы бы могли по пунктам разложить где со мной не согласны? А то смешно очень у Вас получается.

Date: 2016-05-08 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
Смешно получилось наврать у вас.
В 16м году никакой продразверстки не было - о чем вам прекрасно известно, 5 минут гугления.
В 15м то и подавно.
В 17м никаких серьезных никуда не приходило - о чем известно всему интернету.
В 18м герр Цюрюпа и прочие банды под красным знаменем выгребали вообще все, до чего могли дотянутся в рамках ранее разверстанных планов. И никто ничего не отменял.
В 19м ровно они же продолжили заниматься тем же - только по вновь утвержденным планам.
В 20м сеять уже совсем перестали потому как а смысл.
Поэтому в 21м продразверстку типа отменили, но упс, случился голод, на два года.
Аж шведам надо в ножки поклонится что не весь народишко-то перевели, збс нарулили.

А пидарас и русофоб Пешков укатил в 21м на Капри.
Молодцы! Здобыли!!

Date: 2016-05-08 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
Мне кажется Вы сами с собой разговариваете. Это не дискуссия.

Date: 2016-05-08 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] rostislavddd.livejournal.com
Писателю поинтересоваться бы причинами Западно-Сибирского восстания. Что местные коммунисты сами про этих... "Отряды эти никого уже не убивают просто так и не насилуют" писали

Ну а что народишко святым не тот достался - это уже мода среди подобных.

Date: 2016-05-08 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com
Основной поставщик зерна - крупные помещичьи хозяйства. Крестьяне по сравнению с ними давали мало, по причине убогой агро- и просто техники.
Они конечно ныли что землицы мало, но получив помещичьи поля, отнюдь не удивили рекордным урожаем. Даже если бы и удивили, то хранить не умели, перевезти не могли, продать не знали как и кому.

Date: 2016-05-08 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
Особенно отлично этим было заниматься в гражданскую войну.
Логистика, там, суперкарго, фьючерсы на пашаничку и фуражное зерно - вот это вот все.
Вы бога-то побойтесь.

Date: 2016-05-08 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com
На Украине тоже сейчас гражданская война. А с урожаями всё очень хорошо, прямо у линии фронта.

Date: 2016-05-08 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com
На Украине если бы была гражданская война - на всей территории - был бы один сплошной пиздец и чернобыль.
А не урожаи.

(no subject)

From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] waldliebhaber.livejournal.com - Date: 2016-05-08 07:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com - Date: 2016-05-08 11:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-05-08 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] porter333.livejournal.com
Ну бога-то побойтесь - сравнивать то, что сейчас на Украине, с Гражданской

(no subject)

From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com - Date: 2016-05-08 11:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com - Date: 2016-05-09 05:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aleksei-borisov.livejournal.com - Date: 2016-05-09 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] george-rooke.livejournal.com - Date: 2016-05-09 08:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] porter333.livejournal.com - Date: 2016-05-09 08:39 am (UTC) - Expand

Date: 2016-05-08 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
"Они конечно ныли что землицы мало, но получив помещичьи поля, отнюдь не удивили рекордным урожаем." - инвентаря да, нету. Так ведь еще и бухали как никогда, деревнями спивались. У соввласти всю дорогу борьба с самогоноварением.
Edited Date: 2016-05-08 07:15 pm (UTC)

Date: 2016-05-08 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] midnike.livejournal.com
Что-то как-то лениво у страдальцев по РКМП пуканы подгорают... Без огонька, типа :)

Date: 2016-05-08 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rottenshworz.livejournal.com
У них в тренде сейчас война с историками медицины, а это так, отклик на информационный повод.

Date: 2016-05-09 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Ну почему же? Тут из чуть больше десятка комментаторов - целый один на реактивном выхлопе. Процент как раз гомосеческий.

Date: 2016-05-10 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] pirat07.livejournal.com
бля, знач, если чел не согласен и отстаивает свою точку зрения - то у него подгорело? Так победим!

(no subject)

From: [identity profile] oleg-west.livejournal.com - Date: 2016-05-10 03:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pirat07.livejournal.com - Date: 2016-05-10 07:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oleg-west.livejournal.com - Date: 2016-05-10 10:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pirat07.livejournal.com - Date: 2016-05-11 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oleg-west.livejournal.com - Date: 2016-05-11 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jorian.livejournal.com - Date: 2016-05-10 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pirat07.livejournal.com - Date: 2016-05-10 07:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jorian.livejournal.com - Date: 2016-05-10 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pirat07.livejournal.com - Date: 2016-05-10 07:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jorian.livejournal.com - Date: 2016-05-10 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pirat07.livejournal.com - Date: 2016-05-11 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jorian.livejournal.com - Date: 2016-05-11 04:07 pm (UTC) - Expand

Вот какой вопрос

Date: 2016-05-11 12:40 pm (UTC)
From: (Anonymous)
В апреле 1918 года, развязавшись наконец с немцами, большевики обнаружили, что горожане - рабочие, обыватели, дезертиры- сбиваются в вооруженные банды, бродят по деревням и отнимают у мужиков хлеб и другое продовольствие

Грузоподъемность подводы - 40 пудов. До железки - хорошо если 30 верст. Сколько должно приехать вооруженной банды "рабочих и обывателей", что бы в наглую отобрать хлеб, тем более что в деревнях своих дезертиров дофига?

Человек вообще не в теме, но пишет блин. Теримин "мешочничество" прошел мимо. Вообще не "ликбез" а лажа, ошибок до хрена.
Нельзя так упрощать - там все было сложнее и нетереснее

Date: 2016-05-11 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] thoros-of-myr.livejournal.com
>В 1916 году Россия уже знает, что такое ограничение рынка, национализация и милитаризация предприятий

Какой ужас! Аж на третий год войны узнали.

По сравнению, например, с Германией, Россия даже не в половину, а в треть силы воевала.

Profile

kris_reid: (Default)
kris_reid

January 2026

S M T W T F S
    12 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 05:03 am
Powered by Dreamwidth Studios