kris_reid: (Default)
[personal profile] kris_reid
"Название "полковник" - это что-то оскорбительное..."(с)

В сентябре 1935 года в РККА были введены персональные воинские звания. Нам это событие кажется "проходным", мол, какая разница, как называть военных? Однако для современников это событие было значимым и оценено ими совершенно неоднозначно. О чем исправно доносили политорганы и аппарат НКВД:

Из сводки политуправления Белорусского военного округа, 7 октября 1935 г.

Летчик-наблюдатель Умрихин (член ВКП(б)): " Я все же до крайности обижен тем, что как это могло допустить наше правительство, чтобы ввести звания для командиров РККА "лейтенант", "полковник", "маршал", то есть все то, что существует в армиях капиталистических стран".

Командир батареи артиллерийского полка Бильцевич (бывший член ВКП(б)): "Я всей душой ненавидел раньше полковников, и теперь буду ненавидеть, кто бы он ни был".

Начальник штаба кавалерийского полка Добровольский (член ВКП(б)): "У меня в крови ненависть к названиям "майор", "полковник"".

Младший авиатехник авиаотряда Ильющенко (член ВЛКСМ): " Фокстрот разучиваем, чины вводят, скоро дамам ручки целовать будем".

Начальник химической службы стрелкового полка Резник (беспартийный): "Наверно, это директива не Советского Правительства, а Гитлера. Скоро будем погоны носить".

Курсант эскадрона связи Кулешов (член ВЛКСМ, из колхозников): "Наверно, идем к фашизму".


Из отчета политуправления Забайкальского военного округа о партийно-политической работе за 1935 год:

Помощник командира полка стрелковой дивизии Карабанов: "Бытие определяет сознание, следовательно, у полковника и сознание будет полковничье. Рабочие настроены против всякого полковника".


Из доклада политуправления Тихоокеанского флота:

Инженер-механик Логинов (беспартийный): "Трудно как-то понимать это решение, когда со званием лейтенанта и полковника связано гнусное прошлое; я в прошлом сам убил полковника, а сейчас опять вводят звание полковника".

Командир отделения минного заградителя "Сергей Киров" Дмитриев (член ВЛКСМ): "Если прикажут называть "господин лейтенант", то я из армии убегу".


Из доклада политуправления Закавказского военного округа:

Командир взвода Саркисян: "Я не офицер, чтобы носить это позорное звание".

Врач кавалерийского полка Арапов: "Ну, скоро дело дойдет и до погон".


Из политдонесения политотдела 51-й стрелковой дивизии Киевского военного округа :

Кладовщик Жук: "Если бы бойцы, легшие костями под Перекопом, встали и узнали об этих чинах, они с горя опять легли бы".

Помощник командира артиллерийского полка Садовой (награжден орденом Красного Знамени за гражданскую войну): "Раньше я брал на штыки всяких полковников и майоров, а теперь приходится видеть полковника каждый день" (Примечание автора донесения:: "... При этом ругался матом").

Курсант батальона связи Аксанов (член ВЛКСМ, из рабочих): "От этого постановления так и прет контрреволюцией".

Командир взвода стрелкового полка Лозовский (член ВКП(б), из рабочих): "Если меня назовут лейтенантом, дам в морду кому угодно".

Диалог между красноармейцем танкового батальона и военным комиссаром батальона Пуганом:

Красноармеец (растерянно). Товарищ военком, говорят, в армии будут теперь полковники, лейтенанты и майоры.
Военком (смеясь). А у тебя температура нормальная, не заболел ли ты?


Из докладов заместителя начальника особых отделов Главного управления госбезопасности НКВД "О реагировании на введение служебных званий в РККА", сентябрь-октябрь 1935 г.:

Командир стрелкового полка Воскресенский (бывший офицер): введут и обращение "господин"; "без этого не увязывается введение новых званий; это будет хорошо, а главное, будет приятно звучать - "господин полковник", "господин капитан" и т.д.".

Командир стрелкового корпуса Брянских (член ВКП(б), бывший офицер), "засмеявшись, сказал: "Дожили, товарищи, недаром я своих комполков величал все полковниками. Ну, "господин полковник" - это еще понятно, привычно, а вот "товарищ полковник" - это уже черт его знает что".

Авиатехник Кузнецов (беспартийный): "Вот мы были техниками, а теперь вроде как лейтенанты. В действительности мы хуже, чем капралы, даже есть культурно не умеем".

Помощник командира роты Майзус: "Как-то странно, этим постановлением хотят поднять авторитет начсостава, а на практике капитан оденет новую форму и пойдет стоять по 3 часа в очереди за литром керосина. Вот вам и авторитет" ...

Помощник командира роты Овсянников: "[...] Вот я буду старший лейтенант, а какой из меня лейтенант, когда я хожу замухрышкой; но я хоть имею образование и в люди показаться могу, а взять наш остальной начсостав - некоторые ... даже говорить правильно по-русски не могут - и тоже мне, лейтенанты. Это постановление - курам на смех, надо сперва дать образование людям, одеть их, а потом вводить чины [...]"...

Начальник клуба кавалерийского полка Сухоруков (член ВКП(б)): " Далеко нам еще до лейтенантов и майоров - ходим и одеваемся как чучелы".

Начальник отделения штаба стрелковой дивизии Нелепин: "Я хотя и майор, но вид у меня хуже захудалого капрала иностранной армии; два года ношу фуражку - на ней уже полпуда сала - и штаны с латками; вот тебе и майор советского производства".


Из сводки политуправления Белорусского военного округа:

Командир взвода механизированной бригады Шамкуров (член ВКП(б)): "Раз я буду лейтенантом, значит, мне самому дров колоть нельзя, для этого нужно иметь денщика".


Из доклада заместителя начальника особых отделов Главного управления госбезопасности НКВД "О реагировании на введение служебных званий в РККА", 10 октября 1935 г.:

Командир роты стрелкового полка: "Я с 1918 г. дрался с этими разными полковниками, майорами и капитанами, а теперь сам им буду называться, да и это никак не лезет в мою голову, так и думается, что это поворот к старому"...

Командир пулеметного батальона (член ВКП(б)): "Названия "лейтенант" и другие коробят душу".

Начальник службы вещевого довольствия полка Залеткин (член ВКП(б)): "Где же тогда завоевания Октября; я не выдержу, подам рапорт об увольнении из армии".

Помощник командира стрелкового полка Мальчевский (член ВКП(б)): "Это контрреволюционное постановление"...

Командир роты Огородников (беспартийный): "В революцию мы полковников расстреливали, а сейчас снова вводим; не нравится мне это".

Командир роты Марков (беспартийный): "Название "полковник" - это что-то оскорбительное".

Начальник службы хозяйственного довольствия артиллерийского полка Степанов: "Неудачно выбрано звание "интендант". Мы привыкли людей, носивших это звание, отождествлять с ворами".

Красноармеец артиллерийского полка Будинов: "Ну и пожили, скоро опять явятся золотопогонники. Ввели чины - введут и погоны".

утащено у [livejournal.com profile] zuof8

Date: 2012-03-07 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
И в главном он прав! (с)

Перекликается с материалами по 37 году - когда теми же званиями мало не обзывались.

Date: 2012-03-07 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] pouce.livejournal.com
>> Бытие определяет сознание, следовательно, у полковника и сознание будет полковничье

А ведь прав был

Date: 2012-03-08 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] max-27.livejournal.com
В чем?
Чем сознание комполка отличается от сознания комполка в чине полковника?
Бытие-то не поменялось
"3 часа в очереди за керосином"(с)

Date: 2012-03-07 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] trubkokur.livejournal.com
Это прекрасно.

Причем мнения "Из докладов заместителя начальника особых отделов Главного управления госбезопасности НКВД "О реагировании на введение служебных званий в РККА", сентябрь-октябрь 1935 г." особенно справедливы.

Date: 2012-03-07 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/vasilisk_/
Насчёт погон оказались абсолютно правы - таки ввели, совсем скоро.

Кстати, с офицерскими званиями ещё туда-сюда, а вот когда вернули генеральские, шуму должно было быть ещё больше.

Date: 2012-03-07 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vctor.livejournal.com
Погоны вернулись, это я в курсе. А ручки дамам стали целовать?

Date: 2012-03-08 03:31 pm (UTC)

Date: 2012-03-07 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-luch4.livejournal.com
Стенания о "полиции" не могли возникнуть из ниоткуда, само собой.

Date: 2012-03-07 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] qtk.livejournal.com
Полковником стыдно назавать, а по должностям: товарищ комот, комрот, замкомрот :)

Date: 2012-03-07 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] slon-76.livejournal.com
Как человек, перелопативший уеву тучу этих политдонесений, донесений НКВД и пр. хочу заметить, что вот вообще такие недовольные люди погоды не делали. Уверен, в каждом из этих донесений на два-три "недовольных" было по 5-6 "довольных", что-нибудь типа "очередное решение партии и правительства правильное, нам давно этого не хватало, чтобы .... (нужное вписать), введение персональных воиснки званий повысит авторитет командира, а то этих замкомрот и прочих всерьез никто из-за смешного названия не воспринимает..." ну и т.д. и т.п.

Date: 2012-03-07 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] qtk.livejournal.com
во во, а т.к. официального сптска сокращений не было, то командира учебной роты можно было назаать и т. комучрот, и т. комурот :)))

Date: 2012-03-07 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] slon-76.livejournal.com
Я просто в свое время кандидатскую хотел защищать на тему "общественное мнение в период советко-финской войны" (точнее не хотел,а мне её навязали в аспирантуре), а потому разного рода донесений про настроения в армии начитался "мама не горюй". И с тех пор весьма скептически отношусь к подобным выборкам. Нет, это любопытно, конечно, но на самом деле реальность вообще как правило не отражает. Просто берутся высказывания из раздела "негативные", а другие игнорируются.
Помню сильно ржал, когда читал статью К. Александрова про протестные настроения в Красной Армии во время финской, когда человек пыжится на протяжении всей статьи, доказывая, что красноармейцы ой как против были, а потом в конце БАЦ, и приводит данные из ВИЖа по числу осужденных за подобные настроения. 845 человек, ЕМНИП. Из почти миллионной группировки.
(deleted comment)

Date: 2012-03-08 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] slon-76.livejournal.com
"Где же 0,1%-то? 845 человек от грубо говоря 900 тыс задействаванных войск это 0,001%"

Извиняюсь, хрень какую-то написал сначала. Пришлось потереть... :)
Я не говорю, что все были всем довольны, но ИМХО говорить о массовом недовольстве политикой правительства (а именно об это речь шла у Александрова) на основе надерганных из политдонесений высказываний красноармейцев - это неправильно. Было бы странно, если бы при таком развитии событий, как на финском фронте, все были бы очень довольны. Естественно "командиры предали" и "приписники - балласт" цвели во всю. Но все таки это весьма далеко от тех протестных настроений, о которых говорит Александров.
Edited Date: 2012-03-08 02:28 pm (UTC)

Date: 2012-03-07 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Зачитал вслух присутвующим. Присутствующие ржали в голос и катались по дивану (включая кошку).

Date: 2012-03-09 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] svyatopolk-70.livejournal.com
А что и где смешно?

Date: 2012-03-09 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] daddycat.livejournal.com
Формулировки. Инерция мышления. И цельность восприятия, подсказывающая развернутую картину...

Date: 2012-03-31 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] karlson86.livejournal.com
Эт у господ кумрадов-гоблинистов такой юмор специфический

Date: 2012-03-07 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] 8aetherous8.livejournal.com
Формалисты!!

Date: 2012-03-07 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] hungry-ewok.livejournal.com
/хмыкая/
А неплохой показатель того как "любили" господ офицеров, да...

Date: 2012-03-08 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Заметьте, есть цитаты, где командиры РККА считают что они не то что до офицеров, до капралов старой армии не дотягивают.

Date: 2012-03-18 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Это они от скромности :) 45-й доказал, что превосходят. И на Западе и на Востоке.

Date: 2012-03-19 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Офицеров образца 1943-1945 года я еще в живых застал. Но думаю между ними и командным составом РККА в 1939-м разница огромная.

Date: 2012-03-31 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] karlson86.livejournal.com
скорее не царской, а современных армий кап. стран
(deleted comment)

Date: 2012-03-08 05:33 am (UTC)
From: [identity profile] kris-reid.livejournal.com
"Содержала" стукачей отстался царская охранка, в СССР был взят на вооружении прогрессивный западный метод, стучали "добровольно и с песТней".

Date: 2012-03-08 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
"Неудачно выбрано звание "интендант". Мы привыкли людей, носивших это звание, отождествлять с ворами". - прекрасно, на мой взгляд.

Date: 2012-03-08 02:58 am (UTC)
From: [identity profile] urgenline.livejournal.com
да мало ли что там саркисяны хилькевичи, последователи безграмотного тухачевского жаловались, звания и погоны сформировались естественным путем. А интендант по-моему звучит неплохо, у нас например в городе есть интендантские склады, там хранится всё на случай войны, оружие, консервы, амуниция. Что в этом плохого?
Edited Date: 2012-03-08 02:59 am (UTC)

Date: 2012-03-08 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] midnike.livejournal.com
То ли дело японцы :). Все организационные структуры, что в армии, что во флоте -- позаимствовали на западе, но вот система званий ислючительно своя (хоть и с китайскими корнями), причём крайне простая, одинаковая для армии и флота, ну и логичная просто до безобразия. По принципу:

1. сёи (букв. "младший младший командир") - л-т
2. тюи (букв. "средний младший командир") - ст. л-т.
3. тайи (букв. "старший младший командир") - к-н/кап. л-т

Ну и так далее, тольку у старших офицеров второй иероглиф "и" меняется на "са", а у генералов/адмиралов - на "сё". Итого всего 6 иероглифов на 9 двусложных званий :) Ну и знаки различия тоже простые и понятные. А во флоте ещё и красивые (см. мой юзерпик :)

Date: 2012-03-08 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] urgenline.livejournal.com
У японцев сложностей, вернее упёртости, волнорезности и тупости ой как хватает :) почитайте про взятие Порт-Артура, один из примеров, когда солдаты тупо ползли через трупы сослуживцев, не пытаясь даже обойти русского снайпера(!) (Норригаард, Взятие Порт-Артура)

Date: 2012-03-08 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
Ггг, высказывали свои Мнения так, как будто до них кому-то есть дело

Date: 2012-03-18 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
:) вы понимаете весь юмор вашего коммента?

Date: 2012-03-08 09:09 am (UTC)
From: (Anonymous)
Доставляет ненависть к майорам... Хорошо, что хоть премьер- и секунд-майоров не ненавидели!
пМВ

Date: 2012-03-10 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] count1987.livejournal.com
Да, тех, кто служил до 1884 года, не должно было вроде остаться

Date: 2012-03-08 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] gans2.livejournal.com
Раз я буду лейтенантом, значит, мне самому дров колоть нельзя, для этого нужно иметь денщика

комент века

Date: 2012-03-08 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] porter333.livejournal.com
Да, про денщика тоже порадовало

Date: 2012-03-08 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene-sl.livejournal.com
Спасибо, весьма любопытно.
Вспоминается донесение о реакции военнослужащих на новый гимн СССР.
http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/19431223abak.php

Date: 2012-03-10 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] count1987.livejournal.com
А еще интересно, чьим опытом руководствовались при введении новой структуры? Ведь дореволюционная структура была другой.
Помимо возвращения упраздненных еще в 1884 году майоров, лейтенанты заменили в армии поручиков, а о прапорщиках предпочли забыть.
Генеральская же структура 1940 года - точно копия немецкой

Date: 2012-03-18 10:29 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Армия - система консервативная, особенно, когда пропаганда работала против таких "ценностей" и званий. И да, ребята оказались правы.

Date: 2012-03-31 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] karlson86.livejournal.com
Была бы консервативная - наоборот бы, за возварт к прошлому ратовали бы.
Да и пропаганды не надо было, многие еще гражданскую войну помнили.

Date: 2012-07-23 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] v-lechenko.livejournal.com
Авиатехник Кузнецов (беспартийный): "Вот мы были техниками, а теперь вроде как лейтенанты. В действительности мы хуже, чем капралы, даже есть культурно не умеем".

Эх -- не видал товарищ авиатехник гвардейцев времен "царской монархии"(тм) и их высокой культуры
Допивались "до волков" (раздевшись догола, выскакивали на лютый
мороз, куда услужливый буфетчик выносил господам гвардейцам лохань с
шампанским, хлебали из одной лохани и выли при сем по-волчьи).

http://virlib.ru/read_book.php?file_path=books/16/book07586.gz&page=4

Profile

kris_reid: (Default)
kris_reid

January 2026

S M T W T F S
    12 3
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 05:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios