Гы-гы-гы....
Apr. 23rd, 2005 05:18 pmКоллега Серебряков, гляньте-ка, что я нашёл!:)
Особенно хорошо смотрится подпись - учитывая в какой конторе и какими методами дейстовал "прототип".
Особенно хорошо смотрится подпись - учитывая в какой конторе и какими методами дейстовал "прототип".
no subject
Date: 2005-04-23 03:33 pm (UTC)Менты в астрале, или Убойная сила магического жезла (Страсти по верному Валентину)
Владимир Серебряков, Андрей Уланов. Оборотень в погонах. - М.: Эксмо, 2003, - 480 с. - («Юмористическая фантастика»).
Нет-нет, не волнуйтесь (или - не надейтесь?): в названии заключен только прямой смысл, без малейших признаков переносного. То есть какое-то количество представителей силовых ведомств действительно замарали себя коррупцией и - страшно подумать! - связью с международным (даже «межвидовым») терроризмом. Но это все, как и положено - штабные крысы в высоких чинах. Главный принцип не поколеблен: простые трудяги-силовики чисты сердцем и душой, крепки мышцами, спаяны духом боевого братства… высокопрофессиональны… верны традиционным ценностям (родине и богу - впрочем, оба слова, наверно, следует теперь с заглавных букв писать?)… верны любимым и друзьям… Последним разрешено числиться «по другому ведомству» и даже биологическому виду, но лишь формально: де-факто они - такие же члены «боевого братства. Это даже возлюбленных касается!
Несколько слов о художественных особенностях, а то у нас что-то слишком много места идеология занимает (у авторов, правда, тоже). Написано все довольно-таки гладко. Единственный из по-настоящему серьезных грехов - относительное многословие. Кажется, это связано с сознательной или подсознательной ориентацией на совсем уж массового читателя (это у нас снова идеология пошла? Вроде нет еще…), который, упаси господь, вдруг еще чего-то не поймет. Так что даже в критических ситуациях герои вместо того, чтобы обменяться буквально парой беззвучных жестов, до-о-олго обсуждают свои совместные действия, временами делая ремарки «в сторону зрителя».
no subject
Date: 2005-04-23 03:33 pm (UTC)Факт принадлежности к определенной серии, да и картинка на «лобовом стекле» обложки как будто подготавливает к юмористической фантастике. Стандартный кабинет участкового милиционера - даже с портретом «железного Феликса» на стене! - а в нем… Забавный домовенок - раз; нестрашный и хотя бы поэтому забавный призрак в милицейской фуражке старого образца - два. И, наконец, главный герой (один из: тот, который следователь, а не киллер), с комическим выражением на лице, комически-огромной бутылкой алкоголя под мышкой и в несколько опереточном мундире, сочетающем традиции милицейские и… стрелецкие, что ли. Честный мент (благочинный) Валентин Зорин в этом облачении слегка напоминает Ивана Царевича-Дурачка.
Юмор в «Оборотне…» присутствует, причем порой довольно удачный. Главным образом - в тех побочных линиях сюжета, что, оставаясь почти за кадром, тем не менее создают особый колорит. Например, история с появлением в городе оборотня-маньяка (нет, Зорин тут ни при чем), который, правда, в зверином обличье оказывается не волком и не тигром, а… бобром; маньячество его проявляется в подгрызании ножек парковых скамеек - что, согласимся, достаточный повод для вмешательства милиции. Но эти и другие хохмы являются только орнаментом, украшающим, а отчасти даже маскирующим хладную сталь основной линии. А если вчитаться в нее…
no subject
Date: 2005-04-23 03:33 pm (UTC)А другая сторона полностью задана «законами воинского братства». И тут впору задуматься, причем очень глубоко. Дело в том, что таких текстов, равно как и фильмов, развелось сейчас уж слишком много. И если лучшие из них (например, «Выбраковка» Дивова) обычно имеют некий подтекст, опровергающий «прямые выводы», - то все остальные…
Нет, дело даже не в излишней предсказуемости. Хотя и в ней тоже: я, например, сразу догадался, что раз киллер Всеволод Серов так крут, верен армейской дружбе и к тому же успел отслужить за рекой - в тамошнем скорее «Афгане», чем Чечне, - то он неизбежно побратается с «честным ментом». Варианты были возможны лишь в финале: то ли геройская смерть «за други своя», искупающая киллерский этап карьеры, - то ли окажется, что и искупать его нечего, т.к. эта деятельность тоже служит добру; тогда последует безоблачный хэппи-энд (он и последовал). Ну и другие сюжетные ходы угадывались с прискорбной простотой, куда большей, чем в «сольных» романах этих же авторов. Но дело, повторяю, не в этом.
Все-таки меня пугает легкость, с которой фэнтезийным, но, безусловно, нашим спецслужбам прощается киллерский отстрел неугодных (Серов, как вы уже догадались, «на службе», хотя ради интересов дела и замаскирован под вольного охотника). Да, авторы дают понять, что все его жертвы - связанные с олигархами «плохиши»; ну так как же не дать этого понять! А между тем среди отстрелянных уже и журналист есть (да-да, тоже «плохиш», конечно!)…
Кстати, о журналистах. Эти папарацци, в романе даже чуть нарочито сочувствующие террористам, отвратительны не только сами по себе: им приданы тоже чуть нарочитые черты принадлежности к «прежней» компании НТВ. Может, не следовало бы столь явно и столь безоговорочно присоединяться к стороне победителей? Еще древний баснописец показал, кто именно лягает поверженного льва…
Пойдем дальше. Верный Рус… - простите, Валентин - с осуждением вспоминает власть имущих времен своей «совковой» (опять же простите - «райковой») юности, для которых на словах-то все сограждане были равны, а на деле люди, безусловно, получались равнее других. Однако следует признать: авторы подсознательно разделяют «раечное» мнение. Все-таки на типаже, который совсем недавно было принято называть «простой советский человек», на его образе жизни, прохождении и чаяньях у Серебрякова и Уланова, можно сказать, свет клином сошелся. Да, в тексте постоянно встречаются положительные персонажи из числа эльфов, гномов, гоблинов, боевых котов и даже «неслуживого» человечества. Порой без осуждения упоминаются и их религиозно-культурные ценности (хотя выпускники всяких там заморских Хогвартсов удостаиваются лишь эпитета в духе «понаехали тут»!). Но все это сильно напоминает именно райково-совковые сюжеты, где в одной дружной компании, кроме русских, обязательно оказывались грузин, украинец и среднеазиат. Между прочим, аналогичный набор внутривидовых национальностей в романе тоже фигурирует: что у нас, что у гномов…
no subject
Date: 2005-04-23 03:34 pm (UTC)Кстати, о боевом братстве и жупеле политкорректности. Тут тоже встречается масса ароматных эпизодов. О внесудебном отстреле «плохишей» уже говорилось. А как вам ситуация, когда спецназовцев тайно отправляют в некий аул, чтобы ликвидировать заглянувшего туда, тоже тайком, главаря душманов, - и при этом предупреждают, что к такому-то сроку по ВСЕМУ аулу на всякий случай будет нанесен массовый драконо-ракетный удар? Причем предупреждают их не для того, чтобы они могли дать «отбой», если супостата удастся прикончить их собственными силами, - а исключительно для того, чтобы сами спецназовцы к названной минуте успели из аула уйти…
М-да. А ля гер - оно, конечно, ком а ля гер. Но ведь мы за десятую долю подобного с пеной у рта требуем от наших… гм, геополитических оппонентов покаяния и вообще полной капитуляции даже перед совсем уж заведомыми террористами. Впрочем, наша публицистика давно пребывает в уверенности, что по двойным стандартам действуют все, кроме нас. Фантастика, как видим, решила от публицистики не отставать.
«Существование «Эскадрона смерти» в отечественной аранжировке было бы воспринято общественным мнением чисто на ура… Мало того: я тут недавно проводил анализ - и оказалось, что этими мотивами переполнена вся современная российская беллетристика, особенно фантастика. Романтизация, чтоб не сказать поэтизация, эскадроноподобных контор для бессудной расправы - это теперь общее место. Почва подготовлена, господа, - пора сеять!» (Кирилл Еськов «Баллады о Боре-Робингуде»).
no subject
Date: 2005-04-23 03:34 pm (UTC)Вернемся к вере. Кажется, ни одному автору, активно декларирующему христианский подход, не удалось втиснуться в полиморфный мир фэнтези без потерь (для этого мира, конечно). Серебряков и Уланов в этом смысле исключением не стали. Как только выясняется, что молиться, в конечном счете, подлежит именно тому Богу, который имеет московскую прописку (а глобальное Зло исходит от Сатаны из той же монотеистической концепции), тут же возникает вопрос: а как все-таки быть с фигурирующими в романе концепциями «иноверцев»? Включая тех, кто относится к долгоживущим видам? То есть в тексте даже проскальзывают намеки типа «по вере вашей да будет вам», что в данном случае означает апелляцию скорее к «коллективному бессознательному», чем к христианскому Господу. Однако решительно проговорить эту мысль соавторы отнюдь не рискнули.
И еще много вопросов возникает. Но, пожалуй, не у большинства читателей. У этого большинства к финалу возобладает благостное чувство оправдавшихся надежд. Особенно когда хэппи-энд реализовался во всей красе индийского синематографа. Никто из даже второстепенных, но полюбившихся персонажей не погиб (а ведь сколько раз их ранили, брали в заложники и т.п.!), а ведущий тандем Зорин-Серов под звуки церковного гимна торжественно венчается с сестрами-близнецами Зитой и Гитой… то есть Ариной и Мариной… Да еще батюшка в храме такой бравый, что главному герою (второму из) так и хочется спросить его: «В каком полку служили?..».
Лично у меня в этот момент возникла ассоциация с Остапом Бендером, организующим орден «Меча и Орала». Но не уверен, что восторженный читатель «Оборотня в погонах» узнает ключевую фразу.
В общем, роман, насколько мне известно, снискал очень приличный успех. Был бы еще больший - но слишком со многими приходится этот пряник делить…
Рудольф Сикорски
Хм.
Date: 2005-04-23 03:53 pm (UTC)Re: Хм.
Date: 2005-04-23 03:58 pm (UTC)Хм-2.
Date: 2005-04-23 04:06 pm (UTC)3)буде вирусы все-таки возникнут, сообщать об это не мне, а владельцам местоположения файла, в данном случае по адресу: star-bridge@mail.ru. Ну или лично автору рецензии:))
Re: Хм-2.
Date: 2005-04-23 04:21 pm (UTC)Только вот френдов Ваших - всё равно жалко...
Re: Хм-2.
Date: 2005-04-23 04:25 pm (UTC)no subject
Date: 2005-04-23 04:31 pm (UTC)no subject
Date: 2005-04-23 05:10 pm (UTC)Бл... тьфу. Отвечу тоже цитатой:
"Так, наконец, проявил себя настоящий Обрей. Весь этот либерализм, социализм, эгалитаризм, лозунги про "руку помощи" и "знамя демократии" были вбиты в него за шесть лет учебы в университете. А двадцать четыре года до того родители, нянька, гувернантка и домашние учителя наставляли его, что значит быть Эрскиллом с Атона..." (Кто не читал "Раб остается рабом" -- тот много потерял). Это я к чему -- к аристократии никаким боком не отношусь, босяк-босяком, но нечто общее имеется: хотя и считаю себя большим либералом наподобие указанного Обрея, но всякий раз, как сталкиваюсь с подобными личностями, вылезает наружу империалистическое мое нутро, и хочется мне в принудительном порядке ввести их _в соответствие с реальностью_. Или пригласить на нашу планету, что ли.
Сикорски, да. "А вас, Абалкин, я попрошу остаться".
no subject
Date: 2005-04-23 05:30 pm (UTC)no subject
Date: 2005-04-23 05:31 pm (UTC)no subject
Date: 2005-04-23 05:59 pm (UTC)Рецензия в РФ - на переиздание "Оборотня..." под именем "Кот...". Поэтому она частично (судя по отрывкам) переработана. Но суть осталась. Надеюсь, что мне удалось лаконически ее передать :)